Проведение приватизации

Содержание

Как проходила приватизация в России

Проведение приватизации

Приватизацией считается передача государственного имущества в частные руки. Положили начало приватизации Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс в начале 1990-х годов. Данное мероприятие закончилось переходом в частную собственность большого количества госимущества, зачастую при помощи мошеннических методов.

Разгосударствление и приватизация собственности

Желание сделать экономику России рыночной привело к демонополизации имущества.

Разгосударствление – уменьшение доли госимущества в общем объеме. Ранее функционировала командно-административное ведение хозяйственной деятельности. Оно предполагало высокую долю (до 95%) производственного и ресурсообразующего госимущества.

Приватизация – переход государственной собственности в частную. Она ставила перед собой основные задачи:

  • уравнять между собой все формы собственности;
  • устранить монополию производства;
  • уравнивание достатка всех жителей страны;
  • выделение собственников как отдельного класса;
  • развитие фондового рынка.

Помимо целей в документах указаны и способы их достижения:

  • продажа ликвидированных и неликвидированных предприятий посредством конкурса;
  • продажа на аукционе;
  • выделение и продажа акций;
  • выкуп сданной в аренду собственности.

Этапы приватизации в России

Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:

  • очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
  • системой внедрения в обществе приватизационных чеков.

Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.

1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения.

Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам.

Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.

По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия.

Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия.

Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.

Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.

Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом.

Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья.

Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.

Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:

  • акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
  • тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
  • обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
  • акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
  • реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).

Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов.

Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству.

Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.

Результат разгосударствления теми методами и положениями, которые были предложены, показал, что государство должно участвовать в регулировании всех моментов, которые регулируют отношения с госимуществом. Нужно находить компромисс интересов между обществом и страной.

Нормативная база

Источник: https://privatizacia.info/v-rossii/

Как приватизировать квартиру

Проведение приватизации

Если вы хотите приватизировать квартиру, проверьте, отвечает ли ваша ситуация следующим требованиям: 

  • вы гражданин Российской Федерации;
  • вы занимаете жилое помещение на условиях социального найма;
  • занимаемое вами жилое помещение является собственностью города Москвы;
  • вы никогда прежде не использовали право на участие в приватизации на территории Российской Федерации (это правило не распространяется на тех, кто стал собственником жилого помещения в порядке его приватизации, не достигнув совершеннолетия);
  • у вас есть согласие на приватизацию жилого помещения всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
  • запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги — может быть оформлен сотрудником центра «Мои документы» во время обращения (либо вы можете заранее подготовить его, скачав бланк);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, удостоверяющий личность, — для всех членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, достигших 14-летнего возраста;
  • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигших 14-летнего возраста (если документы подает представитель);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя (нотариально удостоверенная доверенность);
  • договор социального найма на приватизируемое жилое помещение — экземпляр заявителя (за исключением случаев утери договора социального найма);
  • ордер на приватизируемое жилое помещение или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя); в случае утери ордера — копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений из Архивного фонда Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства);
  • документ, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года до прибытия на это место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;
  • документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства;
  • документ, подтверждающий полномочия указанного выше органа по выдаче документа, подтверждающего неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства (копия, заверенная органом, его выдавшим);
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ от приватизации) занимаемого жилого помещения заявителя, члена семьи заявителя, иного лица, зарегистрированного в приватизируемом жилом помещении, лица, имеющего право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигшего 14-летнего возраста, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке. При этом нотариально удостоверенный письменный отказ от приватизации должен быть оформлен в срок не позднее чем за 30 календарных дней до дня обращения за предоставлением государственной услуги.

Обратите внимание: в ряде случаев (в зависимости от конкретных обстоятельств вашей жизни) могут понадобиться дополнительные документы.

Вы можете подать документы:

  • онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Подать документы онлайн вы можете только в том случае, если проживаете один или если ваша семья отвечает следующим требованиям:

— в составе семьи только совершеннолетние, которые с 21 июля 1991 года либо с рождения проживают на законных основаниях в городе Москве;

— в составе семьи нет совершеннолетних недееспособных, сирот;

  • в центре госуслуг «Мои документы». 

Обратите внимание: представитель заявителя может подать документы только лично. Статус вашего обращения вы можете проверить на mos.ru. Для этого необходимо знать номер обращения.

После того как ваш запрос будет зарегистрирован, в течение 46 рабочих дней вы получите один из следующих документов:

  • договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение — выдается на бумажном носителе лично в центре госуслуг «Мои документы»;
  • решение об отказе в предоставлении государственной услуги — выдается на бумажном носителе лично, посредством почтового отправления либо направляется в электронной форме в личный кабинет пользователя на mos.ru.

Если вы подавали документы в электронном виде и если решение о приватизации положительное, в момент подписания договора передачи вам необходимо будет предоставить следующие документы:

  • договор социального найма на приватизируемое жилое помещение;
  • ордер или выписку из распоряжения органа исполнительной власти;
  • нотариально удостоверенные документы, скан-копии которых были прикреплены к электронному запросу.
  • находящееся в аварийном состоянии;
  • в общежитиях;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. 

Расскажите друзьям

Источник: https://www.mos.ru/otvet-dom-i-dvor/privatizaciya-kvartiry/

Пошаговая инструкция приватизации квартиры?

Проведение приватизации

В СССР практически всё жилья принадлежало государству, то есть, всему советскому народу. После распада страны остро встал вопрос о том, чтобы передать это имущество в собственность граждан. Но покупать недвижимость никто не будет. Поэтому возникла необходимость в законодательном регулировании данного вопроса. Так появилась приватизация.

Пошаговая инструкция приватизации квартиры?

Что такое приватизация

Приватизация это процесс передачи и переоформления государственного жилья в собственность граждан на безвозмездной основе. Такое определение прописано в Законе № 1541-1.

Безвозмездность заключается в том, что людям не приходится выкупать жильё у органов власти по кадастровой или оценочной стоимости.

За переоформление права и подготовку документов необходимо будет заплатить, а предмет сделки, то есть, жилое помещение, нет.

Программа была запущена в 1991 году, почти 30 лет назад. Сначала предполагалось, что к тому времени, как страна закончит переход от государственной собственности к частной, все квартиры будут принадлежать гражданам России. Но прошло уже много лет, а треть жилого фонда страны до сих пор принадлежит местным властям и стране.

Что такое приватизация? Это государственная бессрочная программа, разработанная в спешке в 1991 году, несколько раз усовершенствованная и дополненная. Изначально разрабатывалась для разгосударствления предприятий и заводов. Но больший успех получила в применении к жилью. По программе можно раз в жизни бесплатно приватизировать квартиру, землю или частный дом.

Разница приватизированной и неприватизированной квартиры

Сейчас в России существует государственное и частное жильё. Разница в том, кто владеет этой недвижимостью. В первом случае, государство в лице органов местной власти. Во втором случае, человек или несколько людей. Но кроме этого есть и другие отличия. В частности:

Сравнительные параметры Приватизированная квартираНеприватизированная квартираИмущественное право – Право собственности Оформлено на одного или нескольких человек лицамПринадлежит государству в лице органов местного самоуправленияВозможность распоряженияМожно продать, сдать в аренду, завещать, подаритьНельзя, можно только пользоваться. Многие действия только с согласия собственникаПорядок налогообложенияПо стандартной ставке, платит собственникНаниматель не платит налогВзносы в фонд капитального ремонтаВходят в состав коммунальных платежей, платит собственник Платит собственник, то есть муниципалитетВероятность выселенияНет, даже за долги по ЖКУ. За долги по ЖКУ могут выселить в жилое помещении, равное площади по 6 кв. м на одного человека. Вероятнее всего, в комнату в общежитииВозможность оформить в залогЕсть Нет

Для того, чтобы приватизировать муниципальное жильё, необходимо получить письменное согласие всех тех, кто имеет постоянную регистрацию по данному адресу.

Если кто-то не желает участвовать в программе, он может оформить нотариальный отказ. Он потеряет право на бесплатное получение доли в квартире, но у него останется пожизненное право пользования ею.

Продать квартиру без его согласия будет невозможно!

Как приватизировать квартиры

Пошаговая инструкция по приватизации квартиры следующая:

  • определить круг участников. На этом этапе процесса будет достаточно получить устное согласие. Если есть отказники, их нужно будет отправить к нотариусу для оформления отказа;
  • подготовить необходимые документы;
  • обратиться к собственнику для получения разрешения на приватизацию, которое выдаётся в виде договора;
  • обратиться в Росреестр и сдать документы на регистрацию;
  • получить выписку из ЕГРН.

Нужно пройти также следующие этапы процедуры:

  • после определения круга участников необходимо обратиться в БТИ для получения технического плана и экспликации. Эти документы подтвердят, что наниматели и члены его семьи не делали перепланировку;
  • если же какие-то действия производились, их нужно будет узаконить. Потом получить новый актуальный технический паспорт.

Согласия всех имеющих право на приватизацию объекта

Правом на участие в программе обладают лица, которые одновременно исполняют следующие условия:

  • являются гражданами России;
  • ранее ничего не приватизировали;
  • состоят на миграционном учёте на постоянной основе по этому адресу.

Они должны дать своё согласие. Достаточно будет оформить в простой письменной форме. Если человек, имеющий право на оформление доли проживает в другом месте, и у него нет возможности лично доставить согласие, он должен оформить его у нотариуса, и выслать ценным письмом.

Пакет документы

Какие документы нужны для приватизации квартиры? Необходимо подготовить следующие пакет документы:

  • паспорта всех членов семьи и детей старше 14 лет. Если потенциальными собственниками выступают дети, не достигшие этого возраста, то их свидетельства об их рождении;
  • документ о создании или прекращении семьи;
  • выписка (справка) из лицевого счёта об отсутствии долгов за услуги ЖКХ за приватизируемую квартиру. Этот документ не является обязательным. Если он отсутствует, не принять бумаги не имеют права;
  • техническую документацию – паспорт и экспликацию;
  • действующий договор соцнайма;
  • выписка из домовой книги о составе семьи по данному адресу;
  • если кто-то из членов семьи отказывается, то должен быть оформлен письменный отказ, заверенный нотариусом.

При сдаче документов нужно будет письменное заявление от каждого будущего собственника. Оно оформляется в письменной форме, в нём указываются следующие сведения:

  • ФИО заявителя;
  • его паспортные и контактные данные;
  • адрес, по которому располагается квартира;
  • если собственников несколько, то вид собственности;
  • дата оформления документа;
  • подпись заявителя.

Перечень не исчерпывающий. В список могут быть добавлены дополнительные бумаги.

Куда обращаться

Перед тем, как приватизировать квартиру, необходимо самостоятельно собрать комплект документов. Для этого необходимо обратиться в следующее инстанции:

  • БТИ для получения технического паспорта и экспликации;
  • УК, ТСЖ или иную организацию, занимающуюся коммунальным обслуживание многоквартирного дома, в котором располагается приватизируемая квартира. У них нужно получить справку об отсутствии долгов по коммунальным платежам по объекту;
  • органы опеки, если участниками являются дети до 14 лет, которые ранее были сняты с миграционного учёта. Этот уполномоченный орган должен убедиться, что это было сделано не для нарушения прав несовершеннолетних;
  • при необходимости нотариуса для оформления отказа или доверенности.

Срок действия некоторых документов органичен, поэтому получать их стоит в последний момент.

Заявление

Оформление происходит на одном бланке. Образец выглядит так:

Заполненный бланк выглядит так:

Регистрация

Обращаться необходимо в Росреестр, именно этот государственный орган занимается регистрацией имущественных прав. Но он уже несколько лет не осуществляет приём граждан, поэтому подать документы на приватизацию можно так:

  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • через официальный сайт Росреестра.

В первом случае, необходимо подготовить документы в бумажном виде. При подаче бумаг помощью интернета необходимо подготовить их электронные копии. Потом нужно будет сдать в ведомство бумажные копии. При необходимости можно обратиться в администрацию.

Документ о приватизации

Итогом процедуры приватизации является оформленное право собственности, которое подтверждается выпиской из ЕГРН (ранее выдавалось свидетельство). Выглядит она так:

Правоустанавливающим документом является договор о приватизации (разрешение), подписанный между органами местной власти и нанимателем и членами его семьи. Выглядит он так:

Сколько длится приватизация квартиры

Если все документы в порядке, то процесс переоформления права длится около 2 недель. Но предварительный этап может занять больше времени. Для изготовления технического паспорта может уйти около 2 недель.

Если была сделана перепланировка, то её нужно узаконить. На это может уйти около 2 месяцев. Тогда процесс приватизации может растянуться на 3-4 месяца. Сама программа не имеет срок окончания. В марте 2018 года был принят соответствующий закон, делающий приватизацию квартир бессрочной.

Возможна ли бесплатная приватизация жилья

Приватизация подразумевает под собой принцип бесплатности. То есть, те лица, которые имеют такое право, могут раз в жизни бесплатно получить от государства муниципальную недвижимость в полное или долевое владение. Исключение составляют дети. Им право даётся 2 раза в жизни, с учётом того, что в первый раз они стали участниками программы до совершеннолетнего возраста.

Ранее предполагалось, что когда программа прекратит своё существование (время окончания переносился несколько раз, пока она не стала бессрочной), опоздавшие смогут получить жилое помещение, только выкупив его у государства. Цена выкупа должна была быть равна кадастровой стоимости квартиры.

Заключение

Получив право собственности после приватизации, можно распоряжаться ей по своему усмотрению. Можно продать, сдать в аренду, сделать перепланировку или завещать.

Но нужно помнить о налогообложении! Продажа собственного жилья, если срок владения не превышает 5 лет, является основанием для возникновения дохода, который облагается по ставке 13%.

Если же срок владения превышает 5 лет, то собственник полностью освобождается от уплаты налога на доходы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5da83ba97cccba00c2f3f6d7/poshagovaia-instrukciia-privatizacii-kvartiry-5fbe0a599e832457055f0f19

Приватизация в России 90-х

Проведение приватизации

В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром.

Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым.

В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике.

Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации.

Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г.

предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн.

руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г.

планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер.

Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране.

Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»

Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I'Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.

На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено.

Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии.

Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры.

Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов.

На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.

В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г.

свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки.

В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).

К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников.

Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций.

Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г.

На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации.

В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое.

Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.

На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент.

Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг.

должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.

К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось.

Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний.

Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.

Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний.

В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г.

средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.

В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.

В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий.

Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей.

В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.

В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку.

Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г.

В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.

Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой.

В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности.

При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.

Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.

Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации.

На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира.

За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.

Из сборника “Приватизация в России и других странах СНГ”, под ред. академика В.А. Виноградова.

3 декабря компания опубликовала видеролик, посвященный уходу в отставку Анатолия Чубайса. ряд, в который вошли отрывки встреч, презентаций и выступлений Чубайса, сопровождается под песню Александра Зацепина «Есть только миг».

Российские пользователи остались недовольны видеороликом и его пафосом по отношению к уходящему главе «Роснано».

Источник: https://pikabu.ru/story/privatizatsiya_v_rossii_90kh_6124856

Приватизация

Проведение приватизации

Переход на модель рыночной экономики в России в начале 90-хх годов прошлого столетия ознаменовался принятием решением властей о запуске массовых приватизационных процессов.

Данная мера была призвана активизировать предпринимательскую деятельность, и первые результаты перевода объектов жилищного, земельного фонда, предприятий и прочего имущества от государства в частные руки продемонстрировали ее эффективность.

Приватизация: понятие процесса и его суть

Под «приватизацией» следует понимать регламентированную законодательством процедуру отчуждения права собственности на имущественные объекты, ранее находящиеся в ведомстве государственных органов в пользу физического (юридического лица) на платной или бесплатной основе.

Суть приватизационного процесса – заключение сделки между частным субъектом и органами власти с целью выкупа или бесплатного переоформления муниципального имущественного объекта в собственность первого. Таким образом, после старта приватизации вначале 90-хх россияне смогли получить права на имущество, ранее считавшееся государственным.

Законодательная база

Регламентные нормы правового регулирования процедуры излагаются в следующих законах:

  • «О приватизации жилищного фонда» (ФЗ №1541-ФЗ от 4 июля 1991 года);
  • «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ФЗ №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года);
  • «О госрегистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними» (ФЗ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года).

Помимо основных документов, определяющих директивы процедуры отчуждения в частные руки, законодательную базу вопроса также составляют некоторые Статьи Жилищного, Земельного, Гражданского и Налогового Кодексов РФ.

Главный приватизационный закон (ФЗ №178-ФЗ) предполагает ряд ограничений, согласно которым, не могут быть приватизированы объекты природных ресурсов, земли, земельные территории государственного резерва, движимое имущество, предметы, которые передаются на основании действия международных договоров.

Некоторые ограничения существуют и для жилищных объектов госфонда – возможность их передачи в частные руки регламентируется региональными законодательными актами.

Согласно некоторым поправкам к закону, предполагалось, что воспользоваться бесплатной приватизацией госимущества можно будет до 1 марта 2017 года, а после – исключительно на платной основе.

Однако, после принятия ФЗ № 14-ФЗ от 22 февраля 2017 года накануне предполагаемого окончания срока, бесплатная приватизация приобрела бессрочный статус – таким образом, в возможности получить право собственности на государственное имущество для россиян не имеет временных ограничений.

Виды приватизации

Российское законодательство предполагает три ключевых вида приватизации госимущества:

  • Приватизация жилищных объектов: предусматривает процедуру бесплатного переоформления права собственности для граждан, которые там проживают.
  • Переход в частную собственность земельных объектов: участок может быть приватизирован безвозмездно лишь в том случае, если он ранее был передан частному пользователю для эксплуатации, не имевшей ограничительного периода. На данный момент подобных участков в стране не осталось, а поэтому за приватизационную процедуру всем желающим стать землевладельцем приходится платить.
  • Передача права собственности на предприятия и прочие объекты госимущества – предусматривает платную форму.

Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?

Согласно Закону о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ), реализовать свое право на бесплатную приватизацию человек может один раз, однако, здесь же прописываются и исключения в праве на повторную безвозмездную процедуру. К ним относятся следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние на момент приватизации лица (после наступления 18 лет за ними сохраняется право приватизации муниципальной собственности);
  • лица, пострадавшие и утратившие жилье вследствие катастроф, стихийных бедствий, терактов;
  • граждане, переселившиеся из регионов Крайнего Севера.

Особенности бессрочной приватизации

Как было упомянуто выше, принятый в феврале 2017 года Федеральный закон №14 снял все ограничения, связанные со сроками для реализации бесплатной приватизации – с 1 марта 2017 года для россиян остается доступным возможность принять право собственности на госимущество на бесплатной основе без каких-либо ограничительных сроков.

Бессрочная приватизация нивелировала, тем самым и сроки действия Закона о «дачной амнистии» – ранее возможность регистрации садовых дачных участков в упрощенном режиме была возможна до 2020 года.

Нюансы приватизационного процесса

Процедура оформления имущественного объекта в частную собственность предполагает стандартный алгоритм действий:

  • сбор документов на жилье и всех участников приватизационного процесса;
  • подача заявления о приватизации имущественного объекта в уполномоченные ведомства (местный муниципалитет, агентства жилищного фонда в городе, департаменты городского имущества, МФЦ – конкретную организацию, отвечающую за оформление приватизации, следует уточнять на локальном уровне).
  • предоставление вместе с заявлением необходимого пакета документов.

Какие документы требуются для процедуры?

Приватизационный процесс предусматривает сбор стандартного перечня документов, который может быть расширен дополнительными бумагами в некоторых случаях – при разводе, после смерти нанимателя и в других ситуациях, предполагающих исключительные нюансы.

Какие документы потребуются во всех случаях?

  • заявление на переоформление;
  • паспорта участников приватизационного процесса;
  • Форма №2 об участии и неучастии в процедуре;
  • нотариально заверенный отказ от приватизации других проживающих здесь лиц;
  • ордер на жилье или договор соцнайма;
  • техпаспорт на жилье;
  • справка о составе семьи – регистрации всех проживающих лиц;
  • подтверждение отсутствия коммунальных долгов по лицевому счету.

Согласно в ФЗ №1541-ФЗ, приватизация может быть реализована исключительно на основании общего согласия всех лиц, зарегистрированных по данному адресу.

Даже те, кто добровольно отказался участвовать в приватизационном процессе, должны присутствовать при подаче пакета документов в уполномоченном ведомстве и подписать заявление о своем неучастии. Данная мера свидетельствует о согласии лиц на проведение приватизации жилья.

При этом, отказ от приватизации предусматривает сохранение за человеком права проживания на данной жилплощади и возможностей участвовать в процедуре приватизации другого жилищного объекта.

Приватизация после развода

Приватизация жилья после развода является потенциальной возможностью для ее разделения между сторонами в будущем, потому как сам факт расторжения брака не влияет на процесс.

Приватизировать квартиру возможно при обоюдном согласии супругов, при этом факт проживания бывшего супруга на жилплощади не влияет на перспективы приватизации. Данные условия также изложены в Законе о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ). Оформить жилье бывшие супруги могут в формате долевой или совместной собственности.

В пакет документов для приватизации потребуется приложить копию свидетельства о расторжении брака, а также письменное согласие бывших партнеров на приватизацию жилья.

Нужна ли прописка при приватизации?

Право на приватизацию жилья россиянами, закрепленное в ФЗ №1541-ФЗ, определяется исходя из обстоятельств проживания на данной жилплощади, при этом непосредственно не связано с наличием прописки по данному адресу. Вместе с тем, проживая в квартире, гражданин обязан быть здесь зарегистрирован.

Отсутствие прописки может свидетельствовать о том, что человек:

  • не проживает по заявленному адресу;
  • совершает административное нарушение, за которое будет оштрафован на сумму в размере 2-3 тыс. рублей.

При этом, если в первом случае гражданин не имеет основания претендовать на приватизацию жилья, то во втором – право приватизации за ним сохранится. В пакет обязательных документов нужно будет приложить квитанцию об уплате административного штрафа.

Приватизация жилья, полученного по наследству

Согласно Ст. 1141 ГК РФ, право на наследование объекта жилья, приватизация которого так и не завершилась при жизни умершего, переходит к его официальным наследникам по закону или по завещанию. В качестве документального нюанса, дополняющего основной пакет документов, обязательным является предоставление подтверждение факта родства наследодателя и его наследника.

Право приватизации предоставляется не в связи с передачей наследства, а на основании договора соцнайма. Обязательным условием для приватизации наследником является факт совместного проживания с умершим по данному адресу. Приватизация будет невозможна, если они проживали в разных квартирах.

Приватизация двух квартир

Как уже было сказано, законодательство РФ о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ) разрешает россиянам проводить бесплатную приватизацию всего один раз.

Соответственно, приватизировать второй жилищный объект можно будет исключительно на платной основе, если гражданин не является переселенцем из региона Крайнего Севера, пострадавшим от катастрофы и теракта.

В группе исключения – факт приватизации квартиры лицом до наступления совершеннолетия. В таком случае по достижению 18-летнего возраста гражданин будет иметь законное право получить вторую квартиру.

Приватизация после смерти

Ст. 672 ГК РФ предписывает норму, по которой семья основного нанимателя квартиры, имеет право проживать в ней даже после кончины лица нанимателя и выступать стороной в приватизационном процессе.

Однако, получить жилье после смерти члены семьи могут лишь в том случае, если наниматель успел подать заявление на приватизацию. В таком случае, следует обратиться в суд с исковым заявлением на включение в состав наследства данного жилья. А по истечении 6-месячного срока (при условии регулярной уплаты коммунальных платежей за умершего) члены семьи могут претендовать на право собственности.

Таким образом, на сегодняшний день, приватизация имущественных объектов для россиян доступна в виде ряда возможных вариантов как на платной, так и на бесплатной основе.

Законодательство разрешает гражданам единожды переоформлять государственное имущество в частную собственность при наличии необходимого пакета документов и при соблюдении нормативного регламента. С февраля 2017 года возможность приватизировать жилье, земельные участки и предприятия была лишена ограничительного периода и стала бессрочной.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/priobretenije/privatizacija

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть