Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

Приватизация земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями

Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

В соответствии со статьей 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Это означает, что никто, кроме собственника объекта недвижимости не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.

Вместе с тем необходимо понимать, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка не означает безусловную обязанность администрации передать земельный участок в собственность заявителя.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев:— изъятия земельных участков из оборота;— установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

— резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта.

Поэтому, например, земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.

По смыслу статьи 36 ЗК РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.

В то же время статья 36 ЗК РФ не запрещает нескольким собственникам объектов недвижимости, расположенных на одном, делимом, но не разделенном ими земельном участке, приобрести этот участок в общую долевую собственность. Собственники зданий, строений, сооружений могут совместно реализовать право на выкуп земельных участков, если эти участки ими не разделены или неделимы.

В этом случае доли определяются по договоренности собственников.

При возникновении спора о размере долей они устанавливаются судом пропорционально гипотетическим площадям земельных участков, необходимых на момент рассмотрения спора для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости (статья 33 ЗК РФ), а если это невозможно – пропорционально площади застройки под объектами недвижимости, а также исходя из принципов разумности и справедливости.

Установление общей долевой собственности не препятствует каждому из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, заявить требование о разделе земельного участка или требование о выделе причитающейся его части в натуре.

Таким образом, сделка приватизации земельного участка, который неделим или делим, но не был до приватизации разделен между собственниками объектов недвижимости, в принципе может быть заключена ими как совместными покупателями в отношении всего земельного участка. Законодательные препятствия для этого отсутствуют.

Но если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в общую долевую собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ в орган, уполномоченный на распоряжение землей, необходимо обращаться всем собственникам с совместным заявлением.

Для приобретения права собственности на земельный участок граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливает Минэкономразвития России. В настоящее время в указанный перечень входят следующие документы:

1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;2.

копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;3. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);4. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;5. выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;6. кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;7. копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня;

8. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Отказ в приватизации земельного участка часто связан с тем, что заявитель не представил все необходимые документы. В то же время согласно ЗК РФ уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным выше перечнем.

Федеральный арбитражный суд Московского округа по одному из споров указал следующее: «Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что при обращении ООО «ИнтерПро» и ООО «Предприятие «АКС» в ТУ Росимущества в Московской области вместе с заявлением о приватизации указанного земельного участка был представлен соответствующий Перечню полный комплект документов, достаточный для принятия решения о предоставлении заявителям земельного участка на праве собственности. В связи с этим у ответчика отсутствовали основания для возврата заявления о приватизации и приложенных к нему документов.».

В месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением заключить договор.

Если собственник здания, строения, сооружения обратился с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а соответствующий орган не направил заявителю проект договора купли-продажи или предложил заключить договор аренды, то собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) этого органа незаконными. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

У многих собственников зданий, строений и сооружений земельные участки под этими объектами недвижимости находятся на праве аренды. Ранее одной из причин отказа в приватизации земельного участка являлось то обстоятельство, что договор аренды участка заключен после введения в действие ЗК РФ.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» было дано разъяснение, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Между тем по ныне действующему закону собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в одном из постановлений по конкретному делу указал: «…всякое лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка либо купившее объект недвижимости с земельным участком на праве аренды, может потребовать предоставления этого земельного участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют…».

Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, где указано следующее.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.

Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Источник: https://www.advokat-makoveev.ru/?p=100

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельного участка в 2020 году: порядок действий

Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

Вопрос о том, как осуществляется приватизация земельного участка рано или поздно становится актуальным для всех пользователей земли на тех или иных условиях. При каких условиях можно оформить землю в собственность бесплатно, с чего начать оформление документов и каков порядок действий – об этом вы узнаете в нашей статьей.

Бесплатная приватизация земли – что это?

Законодательство наделяет каждого гражданина один раз в жизни воспользоваться правом приватизации земельного участка, то есть получить участок в собственность на безвозмездной основе. Если такое право уже использовано, то получить в дальнейшем участок земли в собственность можно будет только путем его выкупа.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок оформления земельного участка в собственность гражданина, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Гражданин, приватизировавший земельный надел, может распоряжаться им по своему усмотрению, а именно:

  • совершить сделку купли-продажи;
  • сдать его в аренду;
  • включить в наследственную массу;
  • передать по договору дарения.

Однако получить право собственности на землю бесплатно могут не все, законодательство устанавливает определенные условия для этого.

Так, правом приватизации земельных наделов обладают лица:

Справка! Граждане, оформившие землю в собственность, обязаны оплачивать земельный налог, а также своими силами и за собственные средства содержать и обслуживать его. Использоваться полученный участок должен строго в соответствии с его назначением.

Закон также устанавливает случаи, когда приватизировать земельный участок невозможно:

  • земельный надел запрещен для приватизации или переназначен для государственных нужд (например, земли общего пользования, парков, заказников, заповедников) в соответствии со статьями 27, 28 Закона № 178-ФЗ;
  • участок находится в собственности других лиц.

Отказ в оформлении собственности на землю должен быть в письменном виде с указанием причин отказа, предусмотренных федеральным законодательством.

С чего начать приватизацию земельного участка

Чтобы начать процесс приватизации земли нужно в первую очередь удостовериться в том, что он подлежит оформлению в собственность, а также что права владения на него еще не оформлены.

Получить такую информацию можно запросив выписку из ЕГРН. Выписку может получить любой гражданин, оплатив предварительного государственную пошлину.

Если возможность приватизировать участок есть, то инициировать процесс нужно с подготовки документов. Зачастую какие-то бумаги приходится искать или получать заново.

Точный перечень может различаться в зависимости от региона, поэтому перед началом процесса лучше получить подробную консультацию в администрации района проживания.

Порядок бесплатной приватизации

Процедура приватизации земли состоит из следующих действий:

  1. Сбор и подготовка необходимого пакета документов. Данный этап как правило наиболее трудоемкий и длительный.
  2. Направление документов в организацию в зависимости от собственника надела, указанного в выписке из ЕГРН: территориальное отделение Росимущества – если земля в федеральной собственности; администрация муниципального образования – если участок принадлежит муниципалитету.
  3. Межевание и кадастровый учет участка. Данная процедура необходима лишь в случае, если ранее земля не была оформлена надлежащим образом. Заявителю необходимо вызвать кадастрового инженера, который уточнит границы участка, закрепит за ним идентификационный номер, оформит его план и паспорт. Для постановки объекта на кадастровый учет необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
  4. Обращение в администрацию или Росимущество с заявлением о приватизации.
  5. Получение решения о приватизации либо об отказе. Решение об отказе в приватизации можно оспорить в судебном порядке.
  6. Оплата государственной пошлины.
  7. Регистрация права собственности в Росреестре. Решение уполномоченного органа дает гражданину право на обращение в Росреестр для внесения сведений о новом собственнике в государственный реестр.

Процесс оформления земельного участка в собственность довольно длительный и занимает около 2 месяцев с момента подачи документов в соответствующий орган.

Документы

Для получения земли в собственность гражданину потребуется дважды готовить и предоставлять определенный пакет документов:

  • для получения разрешения на приватизацию в уполномоченный орган;
  • для регистрации права собственности – в Росреестр

В первую инстанцию необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность (если от имени гражданина выступает представитель);
  • заявление о разрешении приватизировать участок;
  • документ, подтверждающие право пользования землей (например, свидетельство о праве бессрочного пользования, соглашение об аренде, распоряжение о выделении участка);
  • заявление с просьбой прекратить право бесплатного пользования участком (если он был получен в пользование на этом основании);
  • согласие супруга, заверенное нотариально;
  • кадастровый паспорт, выписка из ЕГРН или документ, подтверждающий отсутствие кадастрового номера участка;
  • документ, подтверждающий отношение заявителя к категории граждан, имеющих право на участие в приватизации.

Принимая документы специалист уполномоченного органа составляет их опись и выдает заявителю расписку об их принятии. Исчерпывающий перечень документов будет зависеть от оснований обращения и назначения используемой гражданином земли. На проверку бумаг и принятие решение предусмотрен 30-дневный срок.

Для регистрации права собственности потребуется:

  • паспорт;
  • заявление о регистрации права;
  • разрешение уполномоченного органа на приватизацию;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Заявление

После подготовки документов вместе с заявлением они подаются в администрацию по месту нахождения участка или в отделение Росимущества.

Форма заявления не установлена, однако в нем должны содержаться следующие сведения:

  • наименование органа, куда направляется заявление;
  • ФИО, адрес и контактный телефон гражданина;
  • просьба об оформлении в собственность земельного надела, сведения о нем (местонахождение, категория участка, вид пользования, наличие объектов на нем);
  • нормативное обоснование просьбы;
  • дата и подпись просителя.

Заявление может быть напечатано, написано от руки или заполнено по шаблону, выданному уполномоченным органом. Главное, чтобы указанные в нем сведения были правильными и достоверными.

По результатам рассмотрения заявления выноситься решение. Положительное решение является основанием для регистрации права собственности на участок.

Постановка на кадастровый учет

Данный этап оформления земли необходимо пройти тем гражданам, в пользовании которых участок с неопределенными или требующими уточнения границами. Для определения или уточнения границ проводится межевание земли. Такую процедуру осуществляет кадастровый инженер, с которым необходимо заключить договор. Расходы по оплате его услуг несет заявитель.

На основании выданного инженером документа (план участка) необходимо обратиться в Росреестр для постановки земли на кадастровый учет.

Источник: https://zakonportal.ru/imushhestvo/privatizatsiya-zemelnogo-uchastka

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.