Правила организации и проведения независимой экспертизы

Содержание

Экспертиза товара ненадлежащего качества: порядок и сроки проведения по Закону

Правила организации и проведения независимой экспертизы

Согласно законодательству РФ, покупатель имеет право вернуть непродовольственный товар ненадлежащего качества по гарантии для ремонта, обмена, возврата денег, перерасчета стоимости либо получения определенной компенсации. При этом удовлетворение подобных требований возможно лишь в тех случаях, когда доказана непричастность покупателя к возникновению недостатка, ставшего причиной возврата.

Для установления причин возникновения недостатка, а также решения иных возможных споров в подобных ситуациях нормами законодательства предусмотрена возможность проведения экспертизы качества товара.

Экспертиза товара ненадлежащего качества: понятие, правовое регулирование, цели процедуры

Права и обязанности сторон, возникающие вследствие купли-продажи различных товаров (в рассматриваемом случае – непродовольственных товаров длительного пользования), регулируются положениями Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), а также рядом иных нормативно-правовых актов.

Согласно ст. 18 означенного закона, продавец (либо иная ответственная сторона) обязан принять у покупателя товар ненадлежащего качества для замены на идентичный или аналогичный, бесплатного ремонта, перерасчета стоимости либо возврата денег в соответствии с оговоренными в момент покупки и зафиксированными в договоре купли-продажи условиями предоставления гарантии.

Согласно п. 5 данной статьи, продавец при необходимости может в присутствии покупателя проверить качество товара на месте. В случае сомнений либо спора в отношении возникновения недостатка, ставшего причиной возврата, продавец обязан инициировать проведение технической экспертизы качества товара.

Экспертиза качества в рассматриваемом контексте – комплекс технических процедур, производимый сторонней организацией для проверки исправности, качества и соответствия конкретного изделия определенной марки, модели и артикула заявленным параметрам и характеристикам. Инициатором проведения экспертизы может быть как продавец, так и покупатель, либо иная заинтересованная сторона.

Цели экспертизы

Непосредственными целями проведения экспертизы являются:

  • определение общего качества предъявленного товара, а также характера имеющихся недостатков в отношении возможности его полноценной целевой эксплуатации;
  • выявление причин возникновения имеющихся недостатков: установление факта наличия заводского брака либо нарушения правил эксплуатации, транспортировки, хранения и т. д.

Именно на основании результатов проведенного исследования ответственная сторона делает вывод о причинах неисправности и принимает решение о возможности либо невозможности удовлетворения претензии покупателя в соответствии с требованиями законодательства.

Характеристика процедуры

Экспертиза качества товара производится третьей стороной, т. е. независимой государственной либо частной организацией, способной предоставить непредвзятые и объективные результаты исследования.

Подобная организация должна иметь на то соответствующие полномочия (аккредитацию и действующую лицензию), а также необходимые ресурсы – оборудование, квалифицированный персонал и т. д.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1, экспертиза качества товара производится за счет продавца либо иной ответственной стороны.

Однако в том случае, если инициатором проведения экспертизы является покупатель, процедура производится за его счет.

Особенности и результаты процедуры

Сама по себе экспертиза качества товара проводится в несколько этапов (при этом особое внимание уделяется недостатку, ставшему причиной возврата):

  1. Проверка функционирования: товар тестируется на предмет соответствия характеристикам и функциям, заявленным производителем и/или продавцом.
  2. Внешний осмотр: товар изучается на предмет сохранности пломб, наличия любых внешних повреждений, деформаций либо иных дефектов.
  3. Внутренний осмотр: внутреннее устройство товара проверяется на предмет соответствия технической документации, наличия каких-либо повреждений, а также следов загрязнения и контактов с жидкостями.

На основании проведенной проверки эксперты составляют соответствующее письменное заключение о причинах возникновения недостатка, т. е. фактически подтверждают либо опровергают причастность покупателя к выявленной им неисправности.

Порядок проведения экспертизы качества товара

Процедура исследования дефектного товара складывается из следующих этапов:

  1. Предъявление товара ненадлежащего качества.
  2. Составление заявления о возврате.
  3. Назначение экспертизы.
  4. Непосредственно экспертиза.
  5. Получение результатов экспертизы.

Предъявление товара

Товар с выявленными недостатками предъявляется представителям организации-продавца либо иной ответственной стороны вместе с документами, подтверждающими факт покупки. После обозначения покупателем обнаруженных недостатков уполномоченные лица проводят первичную проверку товара на месте.

Составление и подача заявления

Кроме товара и подтверждающих документов, следует также предъявить соответствующее заявление.

В тексте документа указываются:

  • адресат: наименование и руководитель организации, принимающей товар по гарантии;
  • заявитель: ФИО, адрес и контактные данные покупателя;
  • описание: дата и место покупки, характер обнаруженных дефектов или несоответствий;
  • суть претензии в соответствии с требованиями законодательства: возврат, обмен, перерасчет и т. д.;
  • согласие на проведение технической экспертизы;
  • подпись заявителя и дата подачи.

Заявление составляется в двух экземплярах. Один передается уполномоченному представителю стороны, ответственной за гарантийные обязательства, на втором сотрудник принимающей стороны ставит отметку о принятии претензии (подпись, дата, печать) и возвращает его покупателю.

Назначение экспертизы

Исследование предъявленного товара инициируется принимающей стороной в случае невозможности выявления причины неисправности на месте.

Согласно требованиям законодательства, покупатель должен быть предварительно уведомлен о месте и времени проведения данного мероприятия и имеет право присутствовать на каждом его этапе.

Экспертиза

В ходе процедуры сотрудниками экспертной организации составляется соответствующий акт, копии которого по окончании исследования товара передаются представителям заинтересованных сторон. Текст данного документа должен содержать:

  • описание принятого товара: марка, модель, артикул, технические характеристики и параметры;
  • сведения об ответственных сотрудниках экспертной организации: ФИО и должности;
  • подробное описание каждого этапа проверки: исправность товара, его соответствие заявленным функциям и характеристикам, сохранность пломб, наличие любых внешних и/или внутренних дефектов и т. д.;

Источник: https://zakonguru.com/zpp/tovary/texnicheskaya-ekspertiza.html

Независимая экспертиза автомобиля: правила проведения

Правила организации и проведения независимой экспертизы

Всем автолюбителям будет полезно узнать, об организации независимой технической экспертизы транспортных средств. Ведь, стать участником ДТП может каждый водитель. Страховые компании, в основном, стараются всячески уменьшать размер компенсационных выплат.

Чтобы взыскания недостающую сумму на восстановительный ремонт, автовладельцам приходится заказывать независимое исследование. Для этого необходимо заранее изучить правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

Как появилась независимая экспертиза?

Независимая экспертиза автомобилей, которые получили повреждения при дорожно-транспортных происшествиях, с целью объективного определения размера причиненного им материального ущерба, появилась после принятия Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Такая область экспертных исследований появилась в связи с тем, что страховые компании старались занижать компенсационные выплаты при наступлении страхового случая — автомобильной аварии. Владельцам транспортных средств полученных страховых выплат не хватало для проведения восстановительного ремонта поврежденной машины.

Им приходилось обращаться в суд с целью взыскать со страховщика недостающую сумму денег, чтобы полностью восстановить автомобиль, получивший ущерб при столкновении. Для суда необходимо было реальное подтверждение обоснованности суммы, которую требовали у страховой компании автовладельцы.

Таким, объективным доказательством реального размера величины материального ущерба, причиненного поврежденному автомобилю в результате ДТП, являются результаты независимой экспертизы. Заказчик исследования имеет возможность через суд взыскать со страховой компании разницу между суммой рассчитанной экспертом и уже полученными страховыми выплатами.

Какие вопросы решает независимая экспертиза?

Под независимой экспертизой, поврежденной при автоаварии машины, понимают исследование, которые проводят незаинтересованные в его результатах специалисты. Они не только не должны быть в штате страховой компании, но даже не иметь с ней договорных отношений.

Независимое исследование автомобиля заказывается с целью:

  • рассчитать реальный размер материального ущерба, полученного в результате ДТП;
  • обнаружить скрытые повреждения и деформации машины для того, чтобы точно оценить размер причиненного материального ущерба, полученного при автомобильной аварии;
  • проверить правильность расчета суммы компенсации за нанесенный ущерб, в результате столкновения, проведенного оценщиком страховой компании;
  • определить реальную стоимость транспортного средства, побывавшего в дорожно-транспортном инциденте, для его продажи;
  • узнать реальное техническое состояние машины, перед ее покупкой;
  • определить размер ущерба причиненного автомобильному транспорту стихийным бедствием (пожаром, потопом и т.д.).

Как видите, автовладельцы могут заказывать независимую экспертизу в разнообразных ситуациях. Она поможет принять решение, как о покупке железного коня, так и о выгодной его продаже. Но статистика показывает, что в более чем 80% автовладельцы заказываю такое исследования для оценки размера ущерба причиненного автомобилю при ДТП.

Как проводят экспертизу?

Для того чтобы результаты исследования были приняты судом в качестве доказательства объективно рассчитанной суммы материального ущерба, необходимо строго придерживаться каждого правила проведения независимой экспертизы транспортного средства и соблюдать действующие законодательство.

Регулятором страхования по системе ОСАГО является Центральный Банк Российской Федерации. Поэтому, он своим Положением от 19.09.2014 г. № 433-П утвердил Порядок проведения экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.

Этим Порядком предусмотрено, что процедура независимого исследования включает восемь этапов. Мы подробно рассмотрим правила проведения каждого этапа.

Этап № 1: Консультация по телефону потенциального заказчика

Автовладелец, который желает заказать независимую экспертизу, должен знать, что на сегодняшний день согласно, внесенных изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ результаты исследования может подписывать только аккредитованный эксперт, состоящий в СРО.

Удостоверение о повышении квалификации.

Если эти условия не выполнены, то отчет независимого исследования не будет признан действительным и суд откажется его принять. Водителю придется заново заказывать независимую экспертизу, соответственно, тратить дополнительное время и деньги.

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать компанию необходимо проверить наличие у эксперта следующих документов:

  • диплома о высшем образовании по специальности «экспертиза по расследованию ДТП»;
  • документа подтверждающего, прохождение специальной профессиональной переподготовки;
  • подтверждение членства в саморегулируемой организации оценщиков (СРО);
  • документа о включении специалиста в реестр официально аккредитованных экспертов-техников.

Автолюбителям предоставлена возможность самостоятельно проверять включен тот или иной специалист компании в государственный реестр аккредитованных экспертов-техников на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Первый визит в офис выбранной экспертной организации или телефонный звонок туда – это бесплатная консультация.

Сотрудников компании будет интересовать такая информация:

  1. Какой страховой полис имеет водитель – ОСАГО, КАСКО или оба.
  2. Как сильно поврежден автомобиль и может ли он самостоятельно ездить.
  3. Получил ли автолюбитель страховые выплаты, и в каком размере.

На основании такой информации будет выбрано место проведения осмотра транспортного средства.

Этап № 2: Заключение договора и оплата экспертизы

Между водителем-заказчиком и экспертной компанией заключается договор о проведении независимой экспертизы поврежденного при ДТП автомобиля в двух экземплярах. Каждой стороне остается подписанный оригинал документа. Заказчик оплачивает независимое исследование и получает на руки квитанцию об оплате услуги.

Свидетельство РКО.

На основании договора и квитанции об оплате экспертизы автолюбитель сможет взыскать со страховой компании стоимость исследования. Ему необходимо указать в досудебной претензии, что он требует уплатить дополнительные расходы на проведение независимой экспертизы. Если дело дойдет до суда, то такой пункт необходимо включить в исковое заявление.

На этом этапе автолюбитель представляет эксперту, который будет проводить исследование машины пакет документов.

Перечень документов, предусмотренных Порядком, включает:

  • копию справки о ДТП;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • копии документов, которые были переданы в страховую компанию для оформления дела о дорожно-транспортном происшествии;
  • другие документы, касающиеся автомобильной аварии (копии объяснительных водителей, данных инспектору ГИБДД на месте аварии);
  • направление на проведение экспертизы от страховщика (если выдавалось).

Эксперт начинает исследование с того, что внимательно изучает все переданные ему документы. Он это делается для того, чтобы представить картину дорожного происшествия. Так, он сможет понять, как произошло столкновение, а также какие скрытые повреждения и деформации могла получить машина при автомобильной аварии.

Этап № 3: Согласование места, даты и времени осмотра автомобиля

Сертификат на ПО.

Место проведения экспертного осмотра автомобильного транспорта, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии, зависит от того, как сильно он поврежден и какие предпочтения у заказчика. Если авто не сильно повреждено, то его можно осматривать в специальном помещении офиса компании.

При серьезных повреждениях машина имеет скрытые деформации, которые можно выявить при помощи специального оборудования на СТО. Когда автомобиль настолько поврежден, что самостоятельно не может брать участие в дорожном движении, то осмотр может быть назначен в месте его хранения.

Время выбирается с учетом графика работы экспертной компании, водителя-заказчика и страховщика. Кроме того, необходимо помнить, что виновника столкновения и представителя страховой компании необходимо пригласить заранее: за три рабочих дня, тех, кто находятся в том же городе или районе, за шесть рабочих дней – иногородних.

Этап № 4: Приглашение заинтересованных лиц на осмотр машины

Правилами закреплена обязанность за заказчиком экспертного исследования, заранее письменно предупредить виновника автоаварии, и страховую компанию о проведении экспертного осмотра поврежденного авто. Это нужно сделать, отправив срочные телеграммы с уведомлением о получении.

В тексте приглашения указать, где и когда будет проведен осмотр авто. При отправке телеграмм нужно сделать их копии и заверить печатью телеграфного узла. Копии телеграмм, а также извещение об получение будут служить подтверждением того, что заинтересованные лица знали об осмотре.

Если они не придут в назначенное время, то экспертизу можно проводить без них. Кроме того, они не смогут оспорить в суде результаты исследования, ссылаясь на свое отсутствие.

Этап № 5: Экспертный осмотр поврежденного автомобиля

Процедура осмотр начинается с фотографирования машины. Правилами подробно описано, какие фотографии должен сделать эксперт. Он фотографирует автомобиль с четырех углов и сторон, так чтобы было хорошо видно номерной знак. Для подтверждения того, что на осмотре тот автомобиль, который проходит по документам, делаются фотографии VIN-кода и спидометра.

Эксперт фотографирует каждое повреждение отдельно. Потерпевший водитель следит за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. Приглашенный виновник ДТП и сотрудник страховой компании, в свою очередь, следят за тем, чтобы эксперт не включил в перечень повреждений те, которые не имеют отношения к конкретной автомобильной аварии.

Этап № 6: Составление акта осмотра транспортного средства

Эксперт составляет акт осмотра автомобиля на основании сделанных фотографий. В документе отображается список всех повреждений, полученных при ДТП. Специалист дает характеристику каждому повреждению и отмечает, могло ли оно быть полученным в результате аварии.

Готовый документ после согласования подписывают эксперт и заказчик.

Этап № 7: Расчет стоимости ущерба, причиненного машине при ДТП

Расчет стоимости проводится на основании подписанного акта осмотра машины с использованием специального программного обеспечения по утвержденной единой методике. Эксперту понадобится для завершения расчета калькуляции полного восстановительного ремонта примерно три дня, а при обнаружении скрытых повреждений – шесть дней.

Этап № 8: Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику

В отчете эксперт не только указывается общий список повреждений, а дает характеристику каждого повреждения с позиции сложности и возможности получения при столкновении. Обязательно должна быть описана технология ремонта, определен объём ремонтных работ и рассчитана калькуляция полного восстановительного ремонта машины.

После подписания отчета экспертом, проводившим исследование, и руководителем компании он передается водителю. По действующему законодательству отчет является собственностью заказчика исследования. Имея на руках результаты независимой экспертизы, потерпевший автолюбитель может подавать страховщику досудебную претензию. В случае необходимости обращаться в суд с исковым заявлением.

Итог

Всем автолюбителям необходимо знать об организации независимой технической экспертизы транспортных средств.

Ведь, для того чтобы результаты независимого исследования были приняты страховой компанией и судом необходимо провести экспертизу, придерживаясь Правил, утвержденных Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.

Удачи на дорогах!

Источник: https://detepe.ru/expert/provedenie-ekspertizy-ts.html

Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

Правила организации и проведения независимой экспертизы

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

от 19 сентября 2014 г. N 433-П

О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

На основании статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст.

6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст.

4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

1. Объектами независимой технической экспертизы (далее – экспертиза) являются:

транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;

иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

2. Экспертиза проводится на основании:

регистрационных документов на транспортное средство;

документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);

справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);

направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;

иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

3.

Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).

В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

5.

При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

6.

При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организацией), относятся случаи, когда:

эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

порядковый номер и дату составления;

основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);

фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего – физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;

перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;

дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);

данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);

сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;

описание проведенных исследований;

ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;

выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;

выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены.

На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

11.

Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в “Вестнике Банка России” и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 “Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619).

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

Э.С.НАБИУЛЛИНА

Источник: https://legalacts.ru/doc/polozhenie-o-pravilakh-provedenija-nezavisimoi-tekhnicheskoi-ekspertizy/

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238

Правила организации и проведения независимой экспертизы

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238
“Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств”

В соответствии со статьей 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

2. Возложить на Министерство транспорта Российской Федерации координацию деятельности органов исполнительной власти в области организации независимой технической экспертизы транспортных средств.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в установленном порядке разработать и утвердить:

совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации – условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам;

совместно с Министерством образования Российской Федерации – требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.

При разработке и утверждении указанных нормативных правовых актов иметь в виду необходимость максимально широкого привлечения профессиональных объединений, союзов и ассоциаций к переподготовке, повышению квалификации и аттестации экспертов-техников.

4. Возложить на Министерство юстиции Российской Федерации ведение государственного реестра экспертов-техников.

Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации утвердить порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

5. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации принять меры по организации, методическому и информационному обеспечению проведения независимой технической экспертизы транспортных средств.

6.

 Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществлять анализ и обобщение опыта работы в области организации и проведения независимой технической экспертизы транспортных средств для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию указанной деятельности.

7. Установить, что Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются с даты вступления в силу Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Правилаорганизации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства

(утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238)

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение статьи 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720).

2. Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется – экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.

Проведение экспертизы может быть организовано независимо от экспертизы, назначаемой и проводимой в соответствии с гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется – судебная экспертиза).

При наличии в выводах судебной экспертизы сведений, позволяющих страховщику решить вопросы, необходимые для выплаты страхового возмещения, экспертиза может не проводиться.

3. Экспертиза организуется и проводится в отношении транспортного средства потерпевшего или страхователя, признаваемых таковыми Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

4. Проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, а в случаях, указанных в пункте 4 статьи 12 этого Федерального закона, – потерпевшим.

5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется – государственный реестр).

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

6.

 Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор об экспертном обслуживании.

7. Для проведения экспертизы страховщик (потерпевший) обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении экспертизы обязательно указываются:

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего – физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы.

8. Эксперт-техник (экспертная организация) не может проводить экспертизу (участвовать в проведении экспертизы), если:

является учредителем, собственником, акционером, страхователем или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве или свойстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации;

имеет прямую или косвенную заинтересованность в результатах экспертизы.

9. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком (потерпевшим) с учетом требований статей 12 и 13 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

10. Оплата услуг эксперта-техника (экспертной организации), а также возмещение иных расходов, понесенных им в связи с проведением экспертизы, производятся за счет страховщика (потерпевшего) в соответствии с заключенным договором.

11. Эксперт-техник (экспертная организация) обязан вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы и выданных экспертных заключений.

Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

12. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору эксперт-техник (экспертная организация) несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством Российской Федерации и договором.

13. За составление заведомо ложного экспертного заключения эксперт-техник несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

14. По каждому заключенному договору о проведении экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

15. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Нормативные, методические и другие документы, используемые при проведении экспертизы, утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

16. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право:

запрашивать у страховщика (потерпевшего) и третьих лиц информацию, необходимую для проведения экспертизы;

получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы;

привлекать с письменного согласия страховщика (потерпевшего) к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

17. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан:

сообщать страховщику (потерпевшему) о невозможности своего участия в проведении экспертизы вследствие возникновения обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящих Правил;

обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

18. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме.

19. В экспертном заключении должны быть указаны:

полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);

дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

основание для проведения экспертизы;

полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего – физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;

перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы;

нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;

описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);

обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование.

20. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

21. В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами экспертизы им может быть организовано проведение повторной (в том числе комиссионной) экспертизы с привлечением другого эксперта-техника (экспертной организации).

Расходы, связанные с назначением и проведением повторной (в том числе комиссионной) экспертизы, оплачиваются за счет средств инициатора проведения такой экспертизы, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином.

22.

 Страховщик (потерпевший) вправе уведомить орган (должностное лицо), проводивший профессиональную аттестацию эксперта-техника, на основании которой этот эксперт-техник включен в соответствующий государственный реестр, о факте некачественной подготовки им (или с его участием) экспертного заключения. К указанному уведомлению должны быть приложены копии заключений первоначальной и повторной (в том числе комиссионной) экспертизы.

Источник: https://base.garant.ru/185804/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.