Подкуп должностных лиц

Уголовная ответственность за дачу взятки

Подкуп должностных лиц

Подкуп должностного лица (ст. 291 УК РФ) – уголовное преступление, его совершение способствует процветанию коррупции и оказывает негативное влияние на демократические устои: подрывается авторитет государственных и других публичных институтов и снижается значение официального статуса лиц, уполномоченных выполнять публично значимые функции.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Статья 291 УК РФ («Дача взятки»)

Взятка – это передача лицу, обладающему властными полномочиями, вознаграждения за то, что оно предпримет какие-либо действия или, наоборот, не станет их предпринимать по просьбе лица, выплачивающего незаконный гонорар.

Например, когда студент платит преподавателю вуза за успешную сдачу курсового проекта, автомобилист предлагает сотруднику ГИБДД деньги за несоставление протокола или врач получает дорогой подарок за фальшивый больничный.

Взяткой признаётся как явное вручение денежных знаков (российских и иностранных), банковских чеков, платёжных карт и иных материальных благ, так и завуалированное вознаграждение, например, снижение процентной ставки по договору займа, выигрыш в лотерее.

Наказывать за данное деяние будут в соответствии с общими принципами юридической ответственности. Если нарушитель – юридическое лицо, то применяются нормы КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), в остальных случаях лица, способствующие коррупции, попадают под юрисдикцию уголовного права.

Нормативно-правовые нормы, содержащие перечень запрещённых поведенческих актов, включают в себя несколько положений, посвящённых непосредственно взяточничеству. Это её вручение, получение, посредничество и мелкое взяточничество.

Статья «Дача взятки» УК РФ состоит из 5 разделов с примечанием.

Диспозиционная часть выглядит следующим образом:

  1. Первый и второй разделы запрещают давать взятку лично или опосредованно должностным лицам РФ, лицам, занимающим должность в иностранных компаниях и организациях межгосударственного или негосударственного характера в обычном (ч. 1) и значительном размере (ч. 2).
  2. Третий пункт, в отличие от первых двух, предполагает, что оговариваемые действия(бездействия) будут иметь явную криминальную природу.
  3. Четвёртая часть перечисляет возможные взыскания за деяния, перечисленные в предыдущих частях, совершённые групповым способом (несколькими лицами, имеющие общую преступную цель, криминальной группировкой) или в крупном размере.
  4. Последний пункт содержит меры государственного принуждения, которые применяются за вышеперечисленные действия, совершённые в особо крупном размере.

В примечании законодатель предусмотрел условия, при которых лицо хоть и принимало участие в криминальном акте, номерам государственного принуждения подвергаться не будет.

Во-первых, это ситуации, когда лицо подверглось давлению со стороны госслужащего.

Во-вторых, освобождает от судимости сообщение в компетентные органы о факте подкупа, сделанное по собственной воле, и активное содействие следствию.

К нарушителю могут применить 4 вида санкций.Самым незначительным наказанием считается денежное взыскание, которое могут назначить за нарушение каждого из пяти предусмотренных пунктов. Оно может иметь фиксированный размер, то есть не зависеть от суммы, которая была передана в качестве незаконного вознаграждения.

Нарушителя обяжут заплатить от нескольких тысяч до четырёх миллионов. Более конкретную сумму рассчитают только в ходе судебного заседания.

Предельные значения выглядят следующим образом:

  • до 500 000 (ч. 1);
  • до 1 000 000 (ч. 2);
  • до 1 500 000 (ч. 3);
  • до 3 000 000 (ч. 4);
  • до 4 000 000 (ч. 5).

Второй вариант, предусматривает, что штраф будет зависеть от финансового положения нарушителя. Отдать придётся доход (зарплата или поступления из других источников) за период до 4 лет.

Третий вариант предусматривает, что штраф назначат исходя из переданной суммы. В таком случае он варьируется от пятикратного до девяностократного её размера.

Следующий вариант наказания – исправительные работы. Ввиду серьёзности проступка за деяния, предусмотренные частями 3–5, назначение данного вида наказания не происходит. Принудительный труд продлится до 2 лет (ч. 1, 2).

Самое суровое наказание – заключение в исправительном учреждении. Изоляция продлится от нескольких месяцев до 15 лет. В качестве альтернативы за нарушение части 1 виновному могут назначить 2 года принудительных работ вместо тюрьмы.

На усмотрение судьи вместе с тюремным заключением нарушитель может дополнительно наказываться и финансовыми санкциями. Штраф будет равен сумме, переданной в качестве оплаты, увеличенной в несколько раз (от 5 до 30).

В качестве дополнительной меры на осуждённого может налагаться ограничение в виде временного запрета заниматься профессиональной деятельностью.

Нарушив положения 1-го и 2-го пунктов, виновный вместе с направлением на исправительные работы, возможно, лишится работы по профессии на 3 года. Если проступок более серьёзный, запрет могут наложить одновременно со штрафом (ч. 3 – до 5 лет, ч. 4 – до 7) или с заключением в исправительном учреждении (будет действителен в течение 7 или 10 лет).

В рамках борьбы с коррупцией идёт постепенное ужесточение наказания не только для госслужащих и сотрудников властных структур, получающих дополнительные гонорары от граждан. Каждая новая редакция Уголовного кодекса (УК РФ)вводит более суровое наказание для граждан, пытающихся незаконно решить свои личные проблемы.

Изменения касаются увеличения сроков заключения в исправительных учреждениях и размеров штрафов, которые полагается заплатить в государственный бюджет.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-291-uk-rf

Что такое подкуп по УК РФ?

Подкуп должностных лиц

Коррупция на протяжении многих лет является в России одним из самых распространённых и привычных для общества преступлений. При этом с каждым годом формы подкупа должностных и иных лиц становятся все более изощренными. Проявляется коррупция в формах нескольких отличных друг от друга преступлений, каждое из которых имеет свой состав и квалифицирующие признаки.

Коммерческий подкуп – это вид экономического уголовного преступления, в котором выступает две стороны коммерческого бизнеса.

Первая сторона, желая увеличить свою финансовую прибыль, просит вторую сторону совершить какое-либо действие или бездействие за определённое вознаграждение.

Вторая сторона, в свою очередь, совершает предложенное действие и получает вознаграждение, являясь руководящим ответственным лицом коммерческой структуры. При этом вознаграждение может быть как в денежной форме, так и в нематериальной.

Подкуп подрывает основные экономические законы, на основании которых действует рынок. Применяя незаконные методы конкуренции, одни компании создают негативные условия для функционирования других фирм.

Стоит отметить, что предметом коммерческого подкупа может быть только та вещь, которая имеет имущественную оценку. Обычные ценные для конкретного человека вещи (фотографии, письма и др.) отношения к подкупу не имеют.

Виды подкупа и квалифицирующие признаки

Разновидностей коммерческого подкупа как уголовного преступления может быть множество. Главное для доказательства наличия преступления – это его полный состав.

Обычно подкуп делят на следующие основные неправомерные действия:

  • Передача ценностей в качестве незаконной оплаты какого-либо действия;
  • Совершение действия или бездействие в качестве незаконной оплаты;
  • Принятие ценностей или совершение обратного действия/бездействия в интересах стороны, оплатившей его.

В качестве подкупа часто дарят дорогие подарки, оказывают услуги в неденежном эквиваленте, оформляют выгодные контракты или просто передают деньги лично.

Статья за подкуп была введена в УК РФ только в 1996 году. Наказывается данное преступление ст. 204 УК РФ. Степень наказания за данное незаконное действие будет зависеть от наличия квалифицирующих признаков, признаваемых судом отягчающими. По ст. 204 УК РФ к ним относятся:

  • Предварительный сговор;
  • Фактор вымогательства.

Вымогательство будет иметь место в случае, когда на вторую сторону первой будет оказано какое-либо давление. Чаще всего в качестве давления используются угрозы различного характера: угроза жизни, здоровью, семье, имуществу. Рецидив по данному преступлению не является отягчающим вину обстоятельством.

Что грозит за подкуп?

Подкуп признается экономическим преступлением, поэтому основной мерой ответственности за его совершение выступают штрафные санкции. Размер их зависит от тяжести содеянного.
Совершив коммерческий подкуп, лицу грозит:

  • Штраф от 10 до 50 раз больший, чем размер подкупа;
  • Ограничение свободы до 2 лет или выполнение исправительных работ до 3 лет максимум.

Если деяние будет совершено в группе лиц или с элементами вымогательства, виновному лицу грозит в два раза увеличенный штраф или даже лишение свободы до 6 лет. В качестве дополнительного наказания судом может быть назначен запрет на занятие определенных должностей. Обычно о назначение дополнительного наказания в суде ходатайствует обвинительная сторона – Прокуратура.

Принявшая неправомерный подарок сторона получит также огромный штраф и дисквалификация сроком до 3 лет. Если принимающая сторона самостоятельно сообщит о готовящемся преступлении в правоохранительные органы, она сможет избежать наказания.

Отличие подкупа от взятки

Подкуп отличается от дачи и получения взятки определенными характерными признаками. Это различные преступления, регламентированные разными статьями Кодекса. Взятка описана в ст. 290 и 291 УК РФ, подкуп – ст. 204.

Несмотря на то, что оба деяния относятся к коррупции, отличают их следующий особенности:

  • Взятка – должностное преступление, подкуп – коммерческое;
  • Взятка имеет место быть в государственных структурах у чиновников, подкуп – в коммерческих организациях;
  • Момент дачи подкупа определён исключительно датой, предшествующей совершению действия, взятку можно давать как до, так и после преступных деяний.

Взятка нарушает деятельность государственных структур, подрывая их социальную значимость для общества.

Подкуп мешает нормальному функционированию экономики, нарушает конкурентную и ставит в невыгодные условия деятельности другие компании отрасли.

  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер –
  • Московская обл, г Москва –
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург –
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

Источник: https://klevet.ru/podkup

Все об административной ответственности за … «взятку»!

Подкуп должностных лиц

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации…(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица… действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа… размер которого исчисляется миллионами рублей.Ст.19.28 КоАП РФ

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно. 

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

  • в рамках административной ответственности – юридические лица;
  • в рамках уголовной ответственности – физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение. 

Итак, в чем же разница? 

1) Взятка.

Такого термина официально в законе не существует.  

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным. 

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве. 

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте. 

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо. 

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

  • не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;
  • за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;
  • ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела… и даже водитель.

Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб.

, чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.

) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов. 

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.   

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

  • физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;
  • источники для такого вознаграждения;
  • была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ.

Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало…

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

  • определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;
  • разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;
  • принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Автор Центр taxCOACH

Источник: https://zen.yandex.ru/media/taxcoach/vse-ob-administrativnoi-otvetstvennosti-za--vziatku-5ae03b714bf1617dbec055ad

Статья 291. Дача взятки

Подкуп должностных лиц

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Источник: http://stYKRF.ru/291

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.