Кто следит за страховыми компаниями

Содержание

Кем и как осуществляется надзор за страховой деятельностью в РФ

Кто следит за страховыми компаниями

» Страхование » Общая информация

Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.

В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.

В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.

  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.

  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.

  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок.

Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Источник: https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела | ГАРАНТ

Кто следит за страховыми компаниями

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

1.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

4. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

4) утратил силу;

См. текст подпункта 4 пункта 4 статьи 30

5) утратил силу.

См. текст подпункта 5 пункта 4 статьи 30

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей;

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора.

При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Источник: https://base.garant.ru/10100758/25251f9c341b4b29fabf5cb7957c5992/

Страховой надзор: что это такое, кто осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов страхового дела

Кто следит за страховыми компаниями

Страхование – это документ законного соглашения, в рамках которого стороной страховщика даётся гарантия принять на свои плечи все возможные риски страхователя. Спектр их правовых взаимоотношений обязан быть документально оформлен договорным соглашением.

Чтобы гарантировать застрахованному лицу материальное возмещение в случае страхового происшествия, работает специализированный государственный надзор за страховыми компаниями (СК).

О том, что представляет собой надзор страхования, каков его функционал, принципы, законы можно узнать из данной статьи.

Что такое контроль страхования: его необходимость

Субъектов страхования строго контролируют с государственной стороны. Контроль является старейшим институтом охраны прав клиентов страхования.

Производя контрольные мероприятия над деятельностью страховых компаний, государственная «машина» создаёт необходимую инфраструктуру для того, чтобы все страховые субъекты уважали соответствующие законодательные нормы, а также для пресечения их нарушений.

Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

Что такое СН?

Каким принципам следует СН?

Какие задачи ставит СН?

Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

Надзорные принципы страховой деятельности

Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

1. Законность

Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.

2. Организационное единство

Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.

3. Гласность

Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

Основные задачи, функционал страхового контроля

Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

  • следить за качеством исполнения законов;
  • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
  • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
  • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
  • производить надзор за субъектами рынка страхования.

Внимание! Основная функция СН – осуществление охраны прав, данных страхователям. Департаментом производится выдача агентам разрешительных документов на увеличение базового капитала, а также на создание в стране отделений с западным инвестированием. Департамент не допускает формирования монополий.

Цели российского страхового контроля

Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

  • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
  • перспективное построение надзорной системы;
  • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
  • создание/развитие рынка страхования;
  • воспитание молодых кадров;
  • формирование условий для инвестирования.

Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

Важное замечание! Данный контроль осуществляет регуляцию деятельности западных СК и компаний с преобладанием иностранного капитала. Налоговая политика в отношении к таким СК ещё требует усовершенствования.

Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

Следует знать! Лицензия – документальное свидетельство, удостоверяющее право СК осуществлять конкретные виды страховой деятельности в стране, либо на ее определённой территориальной части, указанной страхующей организацией.

Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

  • заявительное обращение;
  • ряд учредительных бумаг;
  • информацию о результатах проверки финансов СК;
  • устава компании и пр.

Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.

В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

Надзорные стадии

Государственный контроль имеет на 3 стадии:

1. Предварительная

Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования2.

2. Текущая

Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:

· создание резервов страхования;

· существование свободных денег в объёме, установленном нормативами;

· следование требованиям полученной лицензии

3. Последующая

Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:

· отчётность за год;

· баланс от бухгалтеров и пр.

Внимание! С целью проведения контроля в РФ действуют независимые страховые аудиторы. Они курируют лицензирование страховой деятельности, квалификацию, уровень профессиональных познаний.

Орган, осуществляющий государственный контроль

Многих интересует, кто контролирует страховые компании? Утверждён список структур государственного уровня, в перечень профессиональных обязанностей которых входит надзор в Российской Федерации за страховщиками:

  • ФССН – структура, состоящая из: «Страхнадзора», «Росстрахнадзора», «Страховых инспекторов».
  • «Автостраховой Союз РФ» (РСА).

ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.

Внимание! Куда подавать жалобу? Так как ОСАГО – это обязательный вид страховки, то тарификация на полисы не определяется самой СК, а является единой. Каждая СК, которая реализует полисы по ОСАГО, должна следовать общим тарифам, установленным Банком России, начиная с 2014 г.

Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться

Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.

Перед тем, как писать жалобу, необходимо подать заявление на имя руководителя СК: нередко спорное дело удаётся решить через диалог со страховщиком. Но если мирного решения не получается, то надо обращаться к следующим контролирующим органам:

  • РСА;
  • Центральный банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.

Какие законы регулируют деятельность субъектов страхового дела: ответственность сторон

Перечень законов, регулирующих деятельность игроков страхового рынка:

Внимание! Основным законом общего характера, регулирующим страховую деятельность, служит ФЗ «Об организации страхования в России», принятый в 1992 г.

Его разработали для регулировки меж субъектных отношений, занимающихся страховой деятельностью (участвующих в них). Регулировка этой в области осуществляется посредством законов целевого/непрямого действия:

  • Прямое действие – эти регулируемые законы служат общему контролю страховой сферы, либо её отдельных видов.
  • Непрямое действие – это законы, которые могут включать лишь отдельные «островки» страхования. Они осуществляют регулирование отдельных видов деятельности, обязуя страхователей произвести страхование всех сфер жизни. Сюда же относят законы, всего лишь отчасти регламентирующие страховую деятельность (к примеру, о бух. учете).

Об ответственности сторон

Если имеются нарушения договорных условий, стороны страховщика/страхователя призваны нести всю меру ответственности:

  • Страхователь оберегается текстом закона, который защищает его права. Если потребительские права нарушаются, пострадавший получает полномочия требовать компенсацию морального вреда.
  • Страховщик имеет возможность не производить выплату страхователю, если виноватым в страховом случае признаётся клиент СК.

Резюме

Государственное контролирование страховой области производится для соблюдения требований статей страхового законодательства, качественной эволюции страховой области, правовой охраны страховщиков/страхователей, а также прочих заинтересованных лиц, включая само государство.

Государственный контроль за исполнением страховой деятельности предполагает выполнение трёх основных функциональных опций, посредством которых обеспечивается крепкая защита страхователей, это: заключение страховых договоров, обеспечение гласности, поддержание ответственности/дисциплины во всей отрасли.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/o-strahovanii/zakon-i-pravo/strakhovoy-nadzor.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/strahovoi-nadzor-chto-eto-takoe-kto-osuscestvliaet-gosudarstvennyi-kontrol-za-deiatelnostiu-subektov-strahovogo-dela-5db7fced5d6c4b00ae8d89a5

Кому жаловаться на автостраховщика?

Кто следит за страховыми компаниями

Если судить по многочисленным отзывам о страховых компаниях, становится совершенно очевидно, что российские автовладельцы порой не знают, куда именно жаловаться на нарушение своих законных прав. Причём подобная ситуация наблюдается не только в сфере обязательной «автогражданки», но и в области добровольного страхования транспорта.

Как правило, большинство гневных отзывов страхователей заканчивается обещанием подать судебный иск, а ведь это требует не только дополнительных финансовых расходов, но и траты нервов и времени. Потому предлагаем рассмотреть, кому стоит жаловаться на нерадивую страховую компанию, чтобы по возможности избежать судебной тяжбы.

На сегодняшний день в нашей стране существует лишь одно государственное учреждение, на которое возложены обязанности по контролю деятельности различных страховщиков.

Эта же организация занимается лицензированием страховых компаний, то есть, по сути, выдает им разрешение на работу в сфере страховых услуг. Конечно же, речь идет о Центральном Банке РФ (ЦБ РФ).

Именно за этой структурой, в числе прочего, закреплена разработка тарифов ОСАГО и справочников по стоимости запчастей.

Соответственно, именно ЦБ РФ занимается проверкой финансового состояния автостраховщиков, и лишь этот надзорный орган вправе приостановить либо вовсе отозвать лицензию на осуществление страховой деятельности. Кроме того, в последнее время данная инстанция всё чаще практикует назначение временной администрации в проблемные страховые компании.

Таким образом, совершенно ясно, что отечественные страховщики целиком и полностью зависят от воли руководства Центробанка РФ. Следовательно, в случае серьезного конфликта между автовладельцем и страховой компанией стоит жаловаться именно в надзорный орган.

Если обоснованная претензия направлена в ЦБ в письменной форме, то ответ Мегарегулятора не заставит себя ждать, равно как и меры в отношении нерадивого страховщика. В числе прочих санкций такой компании грозит солидный штраф.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России – ещё одно государственное учреждение с функциями контроля за отечественным страховым бизнесом. Именно её региональные подразделения периодически наказывают автостраховщиков за какие-либо нарушения антимонопольного законодательства. Например, за неправомерные действия в сфере обязательного страхования, включая ОСАГО .

Ярким примером деятельности упомянутого учреждения является ситуация с навязыванием дополнительных видов услуг при продаже «автогражданки». В новостных лентах страховых сайтов всё чаще попадаются заметки о солидных штрафных санкциях в отношении страховщиков.

Компании, уличенные в навязывании страховок жизни или в продаже диагностических карт в дополнение к договору ОСАГО, вынуждены оплачивать весомые штрафы.

Правда, страховые компании, как правило, не соглашаются платить штраф в добровольном порядке и пытаются обжаловать решение ФАС в суде.

Однако для страховщиков такие дела чаще всего заканчиваются проигрышем и дополнительными расходами на оплату судебных издержек.

По этой причине есть надежда, что рано или поздно отечественным страховым компаниям будет выгоднее оказывать качественные услуги, нежели оплачивать штрафы и прочие сопутствующие расходы.

Итак, из вышеизложенного следует, что в ФАС стоит жаловаться при возникновении проблем с покупкой или пролонгацией договора ОСАГО. Также антимонопольная служба поможет в случае навязывания услуг какого-либо страховщика при оформлении автокредита.

Однако нельзя забывать, что владельцу машины вряд ли поверят на слово, поэтому нужно заранее собрать доказательства нарушения закона.

В соответствии с законом, страховщики с лицензией на продажу «автогражданки» объединены в профессиональный союз – «Российский Союз Автостраховщиков» (РСА). По замыслу данная некоммерческая организация должна контролировать деятельность своих участников и способствовать исполнению закона «Об ОСАГО». Правда, на деле всё обстоит несколько сложнее.

Да, сегодня РСА производит выплаты за компании с отозванной лицензией, чем несомненно упрощает жизнь автовладельцам. Однако не стоит забывать, что в президиум данной организации входят руководители ведущих отечественных автостраховщиков. Получается, что страховые компании рассматривают жалобы на самих себя.

Да, это достаточно грубое сравнение, но подобное утверждение не лишено смысла.

Аналогичная ситуация и с другим не менее авторитетным объединением отечественных страховых компаний. «Всероссийский союз страховщиков» (ВСС) также находится под влиянием крупнейших российских компаний.

Возникает интересный вопрос: насколько объективно упомянутые организации будут рассматривать жалобы страхователей? Конечно, РСА и ВСС принимают и рассматривают жалобы возмущенных автолюбителей, но при этом не обладают действенными инструментами для влияния на руководителей страховых компаний.

Как показывает практика, жалобы в государственные органы оказываются намного эффективнее, чем письменные обращения в профессиональные объединения страховщиков.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что РСА порой действительно оказывает автомобилистам поддержку, правда, в основном информационную. На сайте данной организации страхователи могут найти не только полный перечень законодательных актов, но и другие весьма полезные сведения.

Например, тарификатор стоимости «автогражданки», по которому при желании можно проверить работу других калькуляторов ОСАГО .

Кроме того, на сайте РСА размещены справочники по стоимости деталей, что позволит автовладельцу перепроверить расчёт размера возмещения по «автогражданке».

Страховой полис – это скорее услуга. Так или иначе, любой купивший страховку автовладелец является потребителем, а потому при возникновении спора со страховщиком вправе рассчитывать на помощь Роспотребнадзора. Данная организация неоднократно вступалась за права граждан, в том числе при навязывании дополнительных страховок при покупке договора ОСАГО.

Стоит отметить, что в конце января Минфин России опубликовал информацию о порядке подачи жалобы на отказ в продаже «автогражданки» или на навязывание дополнительных услуг. В данном документе страхователям рекомендуется подавать жалобы на автостраховщиков исключительно в Центробанк РФ.

Однако при этом у автовладельцев остается право обратиться в Роспотребнадзор.

Главным государственным учреждением, отвечающим за соблюдение законности в нашей стране, является прокуратура. Сотрудники этого учреждения в любом случае должны отреагировать на факт нарушения законных прав и свобод автовладельца.

Однако бесполезно рассчитывать на их помощь без серьезных доказательств. Причём в качестве доказательства в отдельных случаях могут быть приняты показания очевидцев.

Здесь уместно заметить, что обращаться в прокуратуру можно не только с жалобами на нарушение законодательства в области ОСАГО или КАСКО , но и по факту некорректного поведения работников страховой компании.

Не секрет, что сотрудники отдельных компаний часто грубят клиентам, в том числе с использованием ненормативной лексики. Наказать грубиянов поможет жалоба в прокуратуру, ведь за подобное поведение полагается, как минимум, серьёзный штраф.

Таблица 1 представлена для обобщения всей изложенной информации. С её помощью автовладелец сможет быстрее сориентироваться в правах и полномочиях упомянутых государственных органов и некоммерческих организаций.

Если же жалобы в надзорные инстанции не помогут в разрешении спора между страховой компанией и клиентом, остается только обращение в суд. Благо в последние годы суды всё чаще признают правоту автовладельцев.

таблица скроллится вправо

Название организацииили надзорного органаПовод для обращения
Центральный банкРоссииЛюбые нарушения законодательствав области автострахования
Федеральнаяантимонопольная службаНавязывание дополнительных услуг,навязывание услуг конкретнойстраховой компании
РСА и ВССПроверка подлинности полиса,проверка расчета ОСАГО,проверка стоимости запчастейпри определении размера выплаты
РоспотребнадзорОтказ в продаже полисов пообязательным видам страхования
ПрокуратураЛюбые нарушения действующегозаконодательства, включаяфакты оскорбления клиентовсотрудниками страховщика

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_komu_zhalovatsja_na_avtostrahovshhika

Контролирующий орган страховых компаний

Кто следит за страховыми компаниями

По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами.

Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями – Банк России.

Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.

Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями

В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.

Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:

  • главой 48 Гражданского кодекса;
  • законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора. Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:

  • информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
  • реестры субъектов рынка, страховых объединений;
  • акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
  • изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.

На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны.

Функции страхового надзора

Функциональные обязанности контролера рынка страхования установлены главой 4 Закона. Так, к обязанностям Центробанка относятся:

  • лицензирование – проверка претендентов и выдача официальных разрешений на деятельность в отрасли;
  • ведение единого реестра всех организаций, предоставляющих услуги страховки;
  • мониторинг деятельности страховщиков, рассмотрение жалоб застрахованных лиц и обращений от самих страховых компаний;
  • разработка рекомендаций, регуляторной документации для участников рынка;
  • контроль над соблюдением профильного законодательства;
  • определение тарифных ставок для отдельных видов страхования, контроль над ценовой политикой;
  • назначение временного руководства в случаях банкротства страховщиков.

Страхование – значимая доля финансового сектора страны. Ключевое требование Центробанка к участникам рынка – поддержание финансовой стабильности и платежеспособности. Недопустимо положение, при котором страховщик не сможет исполнить страховые обязательства.

Как осуществляется надзор за страховой деятельностью

Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок.

По жалобе страхователей или других участников рынка регулятор может усилить надзорные мероприятия, в том числе провести внеплановые проверки или запросить дополнительную документацию.

При выявлении нарушений со стороны страховщика, ЦБР направляет предписание на устранение, и устанавливает срок исправления. Если нарушения не исправлены, или в течение года будут выявлены повторно, контролирующий орган страховых компаний вправе:

  • ввести запрет или ограничение на совершение сделок страховщиком;
  • лишить лицензии, или приостановить.

Согласно статье 32.1 закона №4015-1, регулятор также устанавливает требования по квалификации и деловой репутации для руководителей и финансистов страховых компаний.

Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью

Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права.

В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:

  • прокуратуру – главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
  • Роспотребнадзор – защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;
  • суд – обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
  • антимонопольный комитет – можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
  • российский союз автостраховщиков – можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».

Статья 35 Закона позволяет страховщику оспаривать решения надзорного органа в суде.

Лицензирование и профессиональная аккредитация страховых организаций

Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:

  • номере записи в едином реестре;
  • уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
  • названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;
  • деятельности – страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
  • виде предоставляемых услуг – имущественное, личное, страхование жизни и другое.

Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.

Без лицензии осуществлять любую деятельность, связанную с услугами страхования, незаконно.

Не стоит путать государственное лицензирование с профессиональной аккредитацией страховых организаций. Последняя также называется банкострахованием – это соглашения между банками и страховыми организациями о совместной деятельности, в том числе о предоставлении страховых услуг при кредитовании.

Источник: https://askjurist.ru/articles/kontroliruyushij-organ-strahovyh-kompanij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.